эксперты

Юлия Коляда
владелец швейной мастерской «Золотая игла»
Целевая аудитория швейных мастерских в ближайшие годы будет расти. При этом формат швейных ателье в спальных районах уступит лидерство небольшим мастерским в торговых центрах.
По статистике участников нижегородского рынка, каждые пять лет в городе закрывается шесть из десяти швейных ателье. Причины всем известны: количество китайско-турецкого импорта снижает заказы, а арендные ставки и коммунальные платежи «сжирают» всю прибыль. Ателье как самостоятельный бизнес испытывает трудности как в поиске дешевого и качественного сырья (тканей, фурнитуры к ним), так и в сбыте своей готовой продукции. Сейчас для владельца ателье существует три сбытовых канала: рынки, магазины и собственная розничная сеть. Для малых предприятий последний вариант практически не применим. Инвестиции в развитие собственной розницы у участников рынка отсутствуют – большинство балансирует на грани рентабельности. Остаются только магазины и вещевые рынки. Первым можно попытаться продать продукцию по той цене, которая вас устраивает. Розничные наценки меняются в пределах 25 - 40%. Но деньги предприниматель получит только после того, как распродадутся изделия. На рынках торговцы часто приобретают товар. Однако они ставят наценку вплоть до 100%, а чтобы товар привлекал покупателей, нужно, чтобы производитель предлагал товар по максимально низкой цене. Владельцы ателье также жалуются на то, что им не хватает средств на рекламу собственной продукции и раскрутку своего бренда.
Выход из ситуации для них очевиден – перебираться в торговые центры. Последних в Нижнем Новгороде достаточное количество, чтобы «поднять» целый рынок небольших швейных мастерских. Непосредственная дислокация мастерской рядом с магазином одежды для швейного бизнеса – настоящая «золотая жила». Подогнать костюм по фигуре, подшить брюки, вшить молнию – с такой необходимостью сталкивается каждый второй покупатель. Он может сделать это и рядом с домом, но это – лишнее время, которое современные потребители предпочитают экономить. Практика европейских стран, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска показывает, что проблем с клиентами у швейных мастерских в торговых центрах нет.
Рынок швейных мастерских при ТЦ тормозит аренда
Если обратиться к Нижнему Новгороду, то удачных примеров работы швейной мастерской в торговом центре не найдется. Дело в том, что арендная ставка квадратного метра в центрах слишком высока. Так, аренда отдела в ЦУМ или CITY обойдется в сумму от 80 до 200 тыс. руб., в то время, как ежемесячная чистая прибыль (с вычетом всех затрат) для эффективного развития швейной мастерской должна составлять не менее 100 тыс. руб., а ежемесячный доход такого бизнеса в городах-миллионниках не превышает 250 тыс. руб.Однако если предпринимателю удастся занять «место под солнцем» в торговом центре на выгодных условиях, его бизнес стопроцентно окупится в рекордные для отрасли сроки – 1,5 года (средний срок окупаемости первоначальных инвестиций в ателье – 3-4 года).
Как же счастливчикам удается быть рентабельными? Во-первых, при разговоре с управляющим торгового центра упирайте на «сервисную составляющую». Ни один даже самый маленький торговый центр в Европе не обходится без швейной мастерской. Возможно, ваши аргументы позволят хоть немного снизить арендную ставку. Во-вторых, придется поработать в «тесноте»: для небольшой мастерской на начальном этапе вполне достаточно площади 10 кв. м. Главное, чтобы эти 10 «квадратов» располагались на проходном месте. Почему-то управляющие торговых центров воспринимают ателье как какое-то грязноватое пространство, где валяются клубки ниток и горы тряпок, поэтому и места под них выделяют соответствующие - под лестницей или у туалета. Но под лестницу клиент идет неохотно. Для того, чтобы мастерская работала прибыльно, она должна быть видна со всех сторон.
Когда место найдено, останется только сообщить о своем присутствии управляющим магазинов одежды и бутиков в торговом центре. Именно они будут основными поставщиками клиентов для швейной мастерской.