
Конъюнктура рынка
Рыночная ниша для производства и продажи туристического снаряжения в Нижнем Новгороде практически не занята. Для того, чтобы начинающие в этой области предприниматели почувствовали силу конкуренции, приведем следующие цифры (см. график). Стоит учесть и тот факт, что в большинстве городов магазины туристического снаряжения торгуют товарами, произведенными частниками. В столицу Приволжья все снаряжение завозится со столичных складов с большой наценкой и лишь в областном турклубе иногда можно найти снаряжение из Перми, Чебоксар, Кирова.
При этом число туристов за последнее десятилетие в регионе выросло чуть ли не в два раза. Нижегородцы ходят в походы всех категорий, распространен семейный отдых и отдых с детьми. Минимально экипировать семью из трех человек в поход 2 категории (не требует специальной подготовки) сегодня стоит порядка 50 тыс. руб., при этом средняя зарплата в регионе продолжает оставаться на уровне 15 тыс. руб. Конечно, можно приобрести товар по доступной цене в гипермаркетах («Ашан», «Лента»), но он, в основном, не очень хорошего качества и едва ли прослужит один сезон. Поэтому услуги частников в Нижнем Новгороде очень востребованы. По сути, имея общедоступные каналы продвижения в лице тех же специализированных форумов и социальных сетей, частник может прямо на дому вести рентабельный бизнес.
Какие у бизнеса преимущества?
Пошив туристического снаряжения относится к числу видов бизнеса с невероятно низким входным порогом. Начинать работать можно, имея дома швейную машинку, оверлок и 150 тыс. руб. в кармане на закупку материалов для первой партии товара. Предпринимателю нет необходимости регистрироваться, платить налоги, арендовать офис. Единственное требование в этом бизнесе: чтобы продукция была востребованной, надо самому быть заядлым туристом. В остальном все просто: отслеживать туристическую «моду» легко по специализированным сайтам. Среди них есть ресурсы, где выложены подробные рекомендации, из чего шить, как шить, и даже выложены выкройки продукции.
Перспективы открытого бизнеса также широки. Если ваш товар будет качественным и добротным, вы всегда можете договориться со специализированными турмагазинами и поставлять им товар. Поверьте, все они заинтересованы в продаже ассортимента сегмента «эконом». Особенно остро испытывают дефицит сегменты недорогого туристического снаряжения для женщин и детей (в возрасте от 1 месяца до 13 лет). Можно также арендовать в специализированном магазине 6-10 кв. м и торговать товарами и фурнитурой для туризма.
С чего начать?
Для того, чтобы понять, готова ли ваша швейная машинка к start-up, попробуйте прошить на ней «бутерброд» из пенополиэтилена (стандартный туристический коврик, который используют для занятий спортом и йогой) в тканевом чехле. Если с «бутербродом» машинка справилась – можете приступать к закупке материала. Если нет, придется приобрести подходящее оборудование. Практика показывает, что для пошива туристического снаряжения лучше всего подойдет старый добрый бабушкин «Зингер». Есть, конечно, и более современные модели машинок: к примеру, прекрасно справляется с пошивом Janome японского производства (стоимость от 6 до 25 тыс. руб.)
Начинать в пошиве туристического снаряжения лучше с простых вещей: рюкзаков («анатомичка» и простой «станок»), спальные мешки, спасательные жилеты (для волны до 0,5 м), одежды (летние, зимние, непромокаемые куртки-анораки), походных штанов, жилетов, тентов, чехлов на палатки, спальники, мангалы и т.д. Для всего этого понадобится покупать специальные материалы: лавсан (для рюкзаков), шелк, синтепон, синтетический трикотаж (для спальников), флис, плащевку, кордуру, тезу, авизент, сетку (для вставок–карманов), фурнитуру (молнии, резинки). Для разнообразия выбора используйте не только темные и защитные, но и яркие цвета материалов. В некоторых видах туризма человек в снаряжении должен быть хорошо виден группе. Нитки лучше использовать армированные или для трикотажа, иглы - N100.
Каков будет доход?
Бизнес по пошиву туристического снаряжения эксперты оценивают как низкорентабельный, но предполагающий большой спрос. В этой нише надо зарабатывать на объемах, то есть ставить дело на поток. В качестве дополнительной услуги можно взяться за ремонт старого турснаряжения. Практика показывает, что у частника на 100 заказов 55 приходятся на пошив, а 45 - на ремонт. Не следует забывать, что производство турснаряжения – сезонный бизнес. Если с марта по октябрь каждый рабочий день приносит частнику 5-6 заказов, то с ноября по февраль – только 1-2. Поэтому новичку в бизнесе придется спланировать свое дело так, чтобы «зимовать» не в ущерб доходу. В среднем по рынку мастерская, стоимость одного заказа которой не превышает 3 тыс. руб., зарабатывает в месяц 80 тыс. руб. То есть первоначальные ивестиции вполне реально окупить за 4-6 месяцев.