| WAP | Архив
Поиск ... Рейтинги
Статистика
Аукцион запросов
Мои возможности в офисе
Мои возможности
Мой офис
Мой офис
 
 

Здоровая конкуренция

Ежегодный прирост объёма фармацевтического рынка достигает 15%. На три четвертых это заслуга аптек и аптечных сетей, через которые реализуется большая часть лекарственных средств.
  Увеличить размер шрифта   Уменьшить размер шрифта  
эксперты
Татьяна Гераськина директор сети аптек ИП Гераськина Т.С.
Татьяна Гераськина
директор сети аптек ИП Гераськина Т.С.
Алла Родова индивидуальный предприниматель
Алла Родова
индивидуальный предприниматель
Аналитики утверждают, что с каждым годом россияне «включают в свой рацион» больше таблеток. Неудивительно, что ежегодный прирост объёма фармацевтического рынка достигает 15%. На три четвертых это заслуга аптек и аптечных сетей, через которые реализуется большая часть лекарственных средств. На долю коммерческой розницы приходится 64% оборота в стоимостном выражении и 85% — в натуральном.

Татьяна Гераськина, директор сети аптек ИП Гераськина Т.С., спешит охладить пыл новичков фармбизнеса: «Бешеных прибылей аптека не приносит, поскольку существуют ограничения в наценке на медикаменты». К стоимости препаратов из списка жизненно важных (500 наименований, перечень которых должен находиться в каждой аптеке) прибавляется не более 33%, если лекарство дешевле 50 руб., 27% — до 500 руб., свыше этой цифры — 20%. Наценка на все прочие медикаменты по закону не может превышать 30%. Чуть больше аптека может выручить с продажи нелекарственных средств. Но и здесь есть нюанс: неоправданно дорогой товар, скорее всего, никто не купит.
По словам Татьяны Гераськиной, в Нижнем Новгороде очень много аптек и нужды в новых нет. Большую часть аптечного сегмента города занимают нижегородские компании. Их преимущество перед конкурентами из обеих столиц — в приемлемых ценах на лекарства.
Порог вхождения на рынок продажи фармацевтической продукции — 1 млн руб. Не менее 700 тыс. руб. должно находиться в обороте. Выйти на уровень рентабельности даже при грамотном управлении аптеке удастся не раньше, чем через год. Тогда она сможет приносить прибыль порядка 100 тыс. руб. ежемесячно. Статистика предрекает успешное будущее тем аптекам, продажи которых в первый месяц окажутся не ниже 300 тыс. руб.

Дилетантам здесь не место!

Если жёсткая конкуренция и размер стартовых инвестиций не останавливают начинающего предпринимателя, прежде всего стоит определиться с формой собственности. Учтите: открыть ИП может только провизор по образованию.
Далее по плану — поиск помещения. Оно должно располагаться в месте с хорошей проходимостью. Помещение лучше сразу приобретать в собственность. В противном случае, когда аптека начнёт развиваться и увеличивать прибыль, арендодатель может поднять оплату, предупреждает Татьяна Гераськина. Другой аргумент в пользу покупки приводит индивидуальный предприниматель Алла Родова: можно арендовать зал, сделать ремонт, а собственник помещения вдруг откажется его сдавать, сославшись на форс-мажорные обстоятельства.
Минимальная площадь торгового зала — 50 кв. м. Температура внутри не может превышать 25°С. Влажность не выше 65%. Стены торгового зала должны быть окрашены либо выложены плиткой. Все перечисленные нормы устанавливает СЭС.
Разрешение СЭС необходимо для получения лицензии на продажу лекарственных препаратов. Инспекторы проверяют уровень освещённости в аптеке, влажность воздуха, наличие сертификатов на отделочные материалы, состояние санузла — и только после этого выносят свой вердикт. «Через полгода хождения по инстанциям вы наконец приносите документы в лицензионную комиссию, — вспоминает Алла Родова свой недавний опыт (аптеку она открыла 12 апреля 2010 г.) — Затем представители комиссии приезжают осмотреть помещение. Если нет нареканий, выдаётся лицензия».
К приходу лицензионной комиссии нужно купить оборудование: стеллажи, витрины, два холодильника. Расходы только на мебель исчисляются суммой порядка 300 тыс. руб. Один специализированный холодильник может стоить от 20 до 70 тыс. руб., но можно обойтись и бытовым. Для коррекции температурного режима необходимо установить кондиционер, поверенные гигрометры — для контроля влажности. Еще понадобятся металлический шкаф-сейф, кассовый аппарат и два компьютера.
Для удобства учёта медикаментов рекомендуется установить специальное программное обеспечение. «Компьютерная программа сигнализирует о принадлежности лекарства к забракованной серии. Кроме того, можно заключить договор с контрольно-аналитической лабораторией и получать информацию о незарегистрированных медикаментах в режиме он-лайн. Но я считаю, что не так страшен чёрт, как его малюют, — говорит г-жа Гераськина. — Действительно, встречаются бракованные препараты, но не фальсификат».
Персонал аптеки должен состоять минимум из четырёх человек (не считая бухгалтера и уборщицы): двоих фармацевтов, заведующей, которая возьмёт на себя закупку товара, и сотрудника отдела запасов. На работу в аптеку принимаются только дипломированные специалисты, имеющие сертификат соответствия. Обязательна санитарная книжка с отметкой о пройденном медосмотре (эта процедура для аптечного персонала является ежегодной).

«Горячая двадцатка»

«Мы выбрали вариант закрытых продаж, — говорит Алла Родова. — Я никогда не работала в аптеке самообслуживания и не решилась бы открыть такую. Слишком велик риск недостачи». Татьяна Гераськина, напротив, считает аптеку открытых продаж предприятием более прибыльным и отдала предпочтение традиционно аптеке «с окошком» совсем по другой причине. «По моему мнению, аптека должна быть закрытой, — говорит она, — ведь, согласитесь, неприятно сознавать, что препарат, который ты применяешь, трогало множество посторонних людей».
К открытию аптеки Татьяна Гераськина советует запастись максимальным ассортиментом того, что можно предложить покупателю. Потенциальный клиент, заглянув в новую аптеку и не найдя там нужного лекарства, вряд ли придёт снова.
На закупку товара следует выделить из суммы стартового капитала 300-400 тыс. руб. Желательно представить не менее 4000 наименований продукции, 70% из которых составят медикаменты, 10% — детское питание и продукция для малышей, соки и минеральная вода, ещё 5% ассортимента — перевязочные средства, шприцы и т.п. За основу ассортимента берутся лекарства, отпускаемые без рецепта. Специальным приказом зафиксирован перечень медикаментов, которые должны находиться в каждой аптеке. Кроме того, сегодня аптеки предлагают косметику, средства гигиены и множество других сопутствующих товаров.
Ассортимент пополняется ежедневно. Но полезно иметь двух-трёхнедельный запас наиболее востребованных препаратов. «По теории «горячей двадцатки», — раскрывает секрет Татьяна Гераськина, — 20% препаратов делают 80% товарооборота. Средства эти немудрёные: корвалол, валидол, пенталгин, активированный уголь и т.д.» Закупать товар, не пользующийся спросом, г-жа Гераськина не рекомендует. Лучше ввести услугу «заказ лекарств по телефону», тогда клиент сможет получить необходимый препарат по более низкой цене, а аптека избавится от необходимости держать малопопулярные медикаменты.
Владельцы аптек отдают предпочтение импортным лекарствам. На долю препаратов зарубежного производства приходится в денежном выражении 76-78% продаж аптечного рынка России — против 22-24% для отечественных медикаментов.
Покупатели свой выбор между отечественными и импортными медикаментами делают по-разному. По статистике, с повышением уровня доходов россияне начинают выбирать более дорогостоящие и, как правило, импортные препараты. Однако о психологическом факторе тоже забывать не стоит, как и о большом проценте пожилых людей, которые привыкли покупать лекарства только с одним названием и определённого внешнего вида. А главное — по относительно низкой цене.
Крупнейшими дистрибуторами фармацевтической продукции по России являются компании «СИА Интернейшнл», «Протек», «Катрен», «Роста». Из числа нижегородских поставщиков можно назвать ООО«МедТехКомплект». Татьяна Гераськина рекомендует закупать медикаменты небольшими партиями и следить за тем, чтобы срок годности препарата на момент приобретения составлял не менее 80% от установленного производителем. Это позволит свести на нет процент нереализованного товара.

У аптеки, вносящей поставщикам предоплату, лекарства обычно дешевле, чем у тех, кто берёт товарный кредит. По словам Аллы Родовой, скидки покупателя интересуют больше, чем низкая цена. А ещё люди любят подарки, поэтому эффективным методом привлечения клиентов станут лотереи и рекламные акции. Фирмы-поставщики медицинской техники часто, по договору с аптекой, присылают своих консультантов для оказания услуг по измерению давления.

На заметку предпринимателю

Стартовые инвестиции — от 1 млн руб.
Штат сотрудников — от 4 человек.
Площадь — от 50 кв.м.
Окупаемость — от 1 года.

Все статьи компании

Дата публикации: 09-01-2013
Просмотров: 949
 
 
[ СтатьиПоиск ]  [ ]  [ Расскажи другу ]  [ Печать ]  [ Закрыть ]

 
 
Всего: 0 [Показать все]  Комментарии

 
Это интересно
Рекомендуемые Статьи
Рейтинг просмотров
 
 
Наши проекты: www.nnv.ru   www.vlook.ru
Powered by www.infogroup.ru